Информационная безопасность детей в Республике Беларусь: социальные и правовые аспекты

Доклад ответственного секретаря Синодальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Екатерины Бутрим на IV Международной научно-практической конференции «Социум и христианство», опубликованный в Сборнике статей участников конференции, проходившей 24–26 января 2020 г. в Минске

Информационная безопасность детей является важной составляющей национальной информационной безопасности. Информационная безопасность — состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере [3; 4]. Без решения этой проблемы не представляется возможным развитие общества в целом.

Одним из ключевых нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних является Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», согласно ст.11 которого каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации. Ст. 22 рассматриваемого нормативного правового акта гарантирует право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

11.05.2016 в Закон были внесены следующие дополнения: «Право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2]. Было предусмотрено создание общественно-консультативного совета по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (далее — общественно-консультативный совет) при Правительстве Республики Беларусь в целях координации деятельности, направленной на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

По результатам исследований, Американская Академия Педиатрии выделила четыре основных фактора со стороны средств массовой информации, которые негативно влияют на детей: 1) насилие в СМИ, 2) элементы эротики, 3) навязывание стереотипов по нереальным формам тела, 4) нарушение физического здоровья детей [1].

Ежегодно растет количество детей, которые становятся жертвами киберпреступлений. Неизменным остается тот факт, что современные подростки значительно превосходят взрослых в цифровой грамотности. Именно поэтому одним из ключевых аспектов обеспечения информационной безопасности детей является оказание практической помощи родителям, испытывающим с затруднения в обеспечении безопасного общения детей с компьютером. Одним из важных способов ограничения детей от вредоносной информации является программа «Родительский контроль». Эффективным способом может стать следующий шаг: оператор, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», обеспечивает всех своих Абонентов бесплатной возможностью ограничения доступа к сайтам (ресурсам в сети Интернет), содержащим информацию, содержание которой направлено на следующие действия: осуществление экстремисткой деятельности; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующий, ядовитых, токсичных, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; содействие незаконной миграции и торговле людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

В помощь родителям созданы следующие источники: сайты, посвященные вопросам безопасной работы в Интернете mir.pravo.by — Детский правовой сайт (раздел «Десять правил безопасности для детей в Интернете»); onlandia.by— Онляндия — безопасная веб-страна (Онляндия — интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft для детей, родителей и педагогов по безопасности в Интернете); nonviolence.iatp.by — сайт государственного общественного объединения «Дети не для насилия» (раздел «Безопасность ребёнка в Интернете»).

Весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая Интернет, невозможно предусмотреть в нормах права. Деформация духовной сферы в информационном пространстве — ложные ценности, транслируемые через непристойную, недостоверную, неэтичную информацию оказывают особо отрицательное влияние на незащищенного ребенка, который ввиду отсутствия родительского контроля зачастую становится свидетелем культа жестокости, сцен насилия, порнографии и прочей информации, способной нанести вред здоровью ребенка, нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию. Ввиду отсутствия, в силу возраста, сформированной способности фильтровать и критически оценивать поступающую информацию дети и подростки не осознают степень риска, тем самым подвергают себя опасности. Обучать ребенка критической оценке, осмыслению полученной информации, основанному на нравственных, семейных и культурных ценностях — неоценимый вклад в разрешение проблемы информационной безопасности. Так, отдельные положения, направление на недопущение деструктивного информационное воздействие на личность, общество, дискредитацию идеалов и традиционных ценностей нашли свое отражение в гл.12 — «Сохранение традиционных устоев и ценностей» Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь.

Информационная безопасность ребенка — задача, которая решается не только на уровне семейного воспитания, образовательного процесса, но и на уровне Церкви и государства [5, 100-101].