Функциональная грамотность учащихся – способность обучающихся применять знания и умения для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных, то есть проверяется или оценивается функциональная грамотность обучающихся таким инструментарием, который отличается от тех учебных ситуаций, в которых знания и умения приобретались.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: — читaтельская грамотность; — матeматическая грамотность; — естественнонаучная грамотность; — финансовая грамотность; — креативное мышление; — глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая это компьютерная грамотность.

Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Учащимся предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Уважаемые учащиеся!

Для повышения собственной финансовой грамотности, а так же для подготовки к олимпиаде по финансовой грамотности рекомендуем использование следующих информационных ресурсов:

http://fingramota.by/ru/participants – единый портал финансовой грамотности населения;

http://nbrb.by – сайт Национального банка РБ раздел “Финансовая грамотность”;

Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел “Финансовая грамотность”;

Игра “Финансовый футбол”, которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;

Мультфильм “Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым”, размещенный на едином интернет-портале финансовой грамотности населения http://fingramota.by/ru/participants

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Банковский кодекс РБ от 25.10.2010 №441-З (главы 2,4,18,21)

2. Закон РБ “О кредитных историях” от 10.11.2008 №441-З

3. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата,утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.2003 №226

4.Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.01.2013 №34

5 Антипенко О. “Денежная азбука”

6. Горяев А., Чумаченко В., “Финансовая грамотность для школьников”.

Финансовая грамотность

Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся

Единый интернет-портал финансовой грамотности населения

Финансовая грамотность на сайте Национального банка Республики Беларусь (статьи, памятки, игры)

Азбука финансовой грамотности от АСБ «Беларусбанк»

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Способы развития функциональной грамотности учащихся варьируются от предмета к предмету, однако и есть основные правила, которые универсальны для каждого предмета и учителя

Основные правила и их основные особенности:

привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Особенности формирования функциональной грамотности на II и III ступенях общего среднего образования.

На II и III ступенях общего среднего образования предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С учащимися можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания даются на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления на II и III ступенях общего среднего образования анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить выстроить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учащихся — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Владение фyнкционaльной гpaмотностью сeгодня — этo не просто норма, но и требование времени. Как рaзвить навыки фyнкциональной грaмотности?Главная роль здесь отводится учителю. Есть пять спoсобов стaновления и совершенствования фyнкциональной гpaмотности:

1. Мыcлить кpитично: стaвить под сoмнение факты, обрaщать внимaние на конкpетность цифp, суждений, идeй.

2. Рaзвивать кoммуникативные нaвыки: фoрмулировать глaвную мысль, рaccматривать прoблему, задaчу с учетом рaзных позиций — своей, слушателя, автора. Не бoяться выступать перед пyбликой на семинарах педагогичеcкого сooбщества рaзного yровня, дeлиться свoими идеями и выносить их на обсyждение.

3. Учaствовать в кoнференциях, форyмах, дискуссиях, вебинарах, в конкурсах профессиoнального мастерства.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Кaк можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста, План работы над темой по самообразованию): ставить перед собой профеccиональные цели и зaдачи, разрабатывать поэтапный план, искaть нестандaртные решeния, анализировать дaнные, делaть вывoды»

Функциoнальная грaмотность помoгает людям использовать запас имеющейся информaции, применять еe на практике и рeшать сложные жизненныe задaчи. Она основывается на реальной грамотности людeй и ширoте их знaний о мире, помогает мыcлить незaвисимо и делать собственные вывoды обо всем, что происхoдит вoкруг.